«Могучая кучка»: откуда такое эпическое название?

05 июля 2023

Поделиться:
Как один журналист, три офицера, доктор и учитель повлияли на будущее музыки в России? Артём Варгафтик рассказывает историю главного музыкального кружка XIX века.
Артем Варгафтик
Музыкант и знаток музыки.

Исторический контекст

Чтобы начать разговор о «Могучей кучке», прежде всего стоит упомянуть исторический контекст. Расцвет русской музыки начинается в XIX веке. До этого в стране практически отсутствовало музыкальное дело: не было общедоступных концертов и публики, которая бы ими интересовалась. Более того, не было учреждений, которые бы готовили профессиональных музыкантов.

Изменения запускают реформы Александра II. Оживление общественной жизни и заметное ослабление цензуры делают эти проблемы видимыми. В 1859 году по инициативе великой княгини Елены Павловны, тётушке Александра II,  учреждается «Императорское русское музыкальное общество» (ИРМО). С этого момента музыка в России становится общественным явлением и начинает выходить на европейский уровень. 

 Франц Ксавьер Винтерхальтер, портрет великой княгини Елены Павловны, 1862 год. 
 Франц Ксавьер Винтерхальтер, портрет великой княгини Елены Павловны, 1862 год. 

ИРМО финансируется государством и постепенно образует общероссийскую сеть музыкально-просветительских проектов: школ, концертов, конкурсов для поиска новых талантов. 

Первое музыкальное образование в России: Рубинштейн и Балакирев

Руководил обществом энергичный и амбициозный композитор Антон Рубинштейн. Благодаря ему в Российской империи начинает появляться общедоступная концертная жизнь. До этого момента сложная инструментальная музыка была привилегией высших сословий и исполнялась в закрытых светских кругах. 

Рубинштейн делает мировую классику доступной массовой публике. В 1862 году в Петербурге он основывает первую русскую консерваторию, студентов которой профессионально обучают музыке. Одним из её великих выпускников был Пётр Чайковский

Композитор, основатель первой консерватории в России Антон Рубинштейн.
Композитор, основатель первой консерватории в России Антон Рубинштейн.

Примерно в это же время, в конце 50-х годов, в Петербург из Нижнего Новгорода приезжает фортепианный учитель Милий Балакирев. Он славился не только своим талантом, но и жёстким авторитарным характером. Ему доставляло особое удовольствие сочинять музыку руками других людей. Преподавание было для него жизненной миссией. Он набирал учеников, с которых не брал плату за уроки. Балакирев был требовательным и бескомпромиссным наставником. Он контролировал каждый такт написанного произведения. В результате не было понятно, кто всё-таки создал музыку: учитель или его ученик.

Композитор, основатель «Могучей кучки» и «Бесплатной музыкальной школы» Милий Балакирев. 
Композитор, основатель «Могучей кучки» и «Бесплатной музыкальной школы» Милий Балакирев. 

В 1862 году Милий Балакирев создаёт «Бесплатную музыкальную школу», из которой позднее выросла «Могучая кучка». По его задумке она должна была стать альтернативой консерватории Рубинштейна, развивавшейся по западным образцам и бравшей плату за обучение. Балакирев считал, что музыка не может и не должна быть профессией, так как подобный утилитарный подход несовместим с искусством. Все участники его кружка зарабатывали на жизнь, занимаясь чем-то другим.   

Почему «Могучая кучка»?

Такое название объединению композиторов дал музыкальный критик, журналист и известный скандалист XIX века Владимир Стасов, довольно агрессивно отстаивавший идеи почвенничества и славянофильства. В одной из своих статей он написал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза Стасова запомнилась публике: «Балакиревский кружок» окрестили «Могучей кучкой». 

Илья Репин, портрет Владимира Стасова, 1889 год. 
Илья Репин, портрет Владимира Стасова, 1889 год. 

Стасов становится идеологом «Могучей кучки». В своих публикациях он настаивает на том, что русская музыка должна развиваться особым путём и не оглядываться на Европу. Идейным противником для него становится Антон Рубинштейн со своей консерваторией, перенимавшей западный опыт. 

Изучить биографию великих русских композиторов XIX века и начать разбираться в академической музыке поможет курс Артёма Варгафтика «Могучие композиторы».

Могучие композиторы
Видеокурс для школьников от 12 лет
Уроков: 4
Часов: 2:20
Тестов: 4
Конспектов: 4

Главные произведения «Могучей кучки»

Стоит помнить, что «Могучая кучка» — прежде всего кружок любителей. Профессиональное образование из них получил лишь Милий Балакирев. Из-за этого большая часть замыслов и гениальных находок «кучкистов» не были реализованы. 

Самые известные произведения «Могучей кучки» — «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Бородина — их авторы при жизни так и не смогли довести до конца. Это сделал другой участник кружка — Николай Римский-Корсаков. В 1870-е годы он начинает самостоятельно изучать дисциплины, которые преподавали в консерватории. Благодаря этому он совершенствует собственную композиторскую технику и заканчивает произведения своих покойных друзей. 

Валентин Серов, портрет Николая Римского-Корсакова, 1898 год. 
Валентин Серов, портрет Николая Римского-Корсакова, 1898 год. 

Из множества незаконченных проектов Мусоргского можно также выделить оперу «Женитьба» по одноимённой пьесе Гоголя — это первый известный нам в музыкальной истории случай, когда автор положил на музыку прозаический текст. До этого композиторы работали только с лирическими произведениями.

Читайте также:

Что такое аниме и как оно появилось?
Культуролог Павел Сурков рассказывает о 4 фильмах, сформировавших японскую мультипликацию.
Индекс читабельности: 58