Исторический контекст
Чтобы начать разговор о «Могучей кучке», прежде всего стоит упомянуть исторический контекст. Расцвет русской музыки начинается в XIX веке. До этого в стране практически отсутствовало музыкальное дело: не было общедоступных концертов и публики, которая бы ими интересовалась. Более того, не было учреждений, которые бы готовили профессиональных музыкантов.
Изменения запускают реформы Александра II. Оживление общественной жизни и заметное ослабление цензуры делают эти проблемы видимыми. В 1859 году по инициативе великой княгини Елены Павловны, тётушке Александра II, учреждается «Императорское русское музыкальное общество» (ИРМО). С этого момента музыка в России становится общественным явлением и начинает выходить на европейский уровень.
ИРМО финансируется государством и постепенно образует общероссийскую сеть музыкально-просветительских проектов: школ, концертов, конкурсов для поиска новых талантов.
Первое музыкальное образование в России: Рубинштейн и Балакирев
Руководил обществом энергичный и амбициозный композитор Антон Рубинштейн. Благодаря ему в Российской империи начинает появляться общедоступная концертная жизнь. До этого момента сложная инструментальная музыка была привилегией высших сословий и исполнялась в закрытых светских кругах.
Рубинштейн делает мировую классику доступной массовой публике. В 1862 году в Петербурге он основывает первую русскую консерваторию, студентов которой профессионально обучают музыке. Одним из её великих выпускников был Пётр Чайковский.
Примерно в это же время, в конце 50-х годов, в Петербург из Нижнего Новгорода приезжает фортепианный учитель Милий Балакирев. Он славился не только своим талантом, но и жёстким авторитарным характером. Ему доставляло особое удовольствие сочинять музыку руками других людей. Преподавание было для него жизненной миссией. Он набирал учеников, с которых не брал плату за уроки. Балакирев был требовательным и бескомпромиссным наставником. Он контролировал каждый такт написанного произведения. В результате не было понятно, кто всё-таки создал музыку: учитель или его ученик.
В 1862 году Милий Балакирев создаёт «Бесплатную музыкальную школу», из которой позднее выросла «Могучая кучка». По его задумке она должна была стать альтернативой консерватории Рубинштейна, развивавшейся по западным образцам и бравшей плату за обучение. Балакирев считал, что музыка не может и не должна быть профессией, так как подобный утилитарный подход несовместим с искусством. Все участники его кружка зарабатывали на жизнь, занимаясь чем-то другим.
Почему «Могучая кучка»?
Такое название объединению композиторов дал музыкальный критик, журналист и известный скандалист XIX века Владимир Стасов, довольно агрессивно отстаивавший идеи почвенничества и славянофильства. В одной из своих статей он написал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза Стасова запомнилась публике: «Балакиревский кружок» окрестили «Могучей кучкой».
Стасов становится идеологом «Могучей кучки». В своих публикациях он настаивает на том, что русская музыка должна развиваться особым путём и не оглядываться на Европу. Идейным противником для него становится Антон Рубинштейн со своей консерваторией, перенимавшей западный опыт.
Изучить биографию великих русских композиторов XIX века и начать разбираться в академической музыке поможет курс Артёма Варгафтика «Могучие композиторы».
Главные произведения «Могучей кучки»
Стоит помнить, что «Могучая кучка» — прежде всего кружок любителей. Профессиональное образование из них получил лишь Милий Балакирев. Из-за этого большая часть замыслов и гениальных находок «кучкистов» не были реализованы.
Самые известные произведения «Могучей кучки» — «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Бородина — их авторы при жизни так и не смогли довести до конца. Это сделал другой участник кружка — Николай Римский-Корсаков. В 1870-е годы он начинает самостоятельно изучать дисциплины, которые преподавали в консерватории. Благодаря этому он совершенствует собственную композиторскую технику и заканчивает произведения своих покойных друзей.
Из множества незаконченных проектов Мусоргского можно также выделить оперу «Женитьба» по одноимённой пьесе Гоголя — это первый известный нам в музыкальной истории случай, когда автор положил на музыку прозаический текст. До этого композиторы работали только с лирическими произведениями.